Радиостанция "Гобой FM"

Радиостанция "Гобой FM"
Программа вещания
Исполнители
Общение
Ноты
Инструмент
Мастер-класс

На страницах радиостанции "Гобой FM " каждый гобоист может:

  • размещать информацию о себе
  • выставлять на обсуждение и оценку свои записи
  • общаться с коллегами

  • Для реализации этих возможностей Вам необходимо зарегистрироваться в клубе исполнителей, нажав ссылку "Регистрация".


    Клуб исполнителей :
    login:

    password:

    Регистрация
    Востановление пароля

    Внимание!
    Каждый гобоист может попасть в эфир радиостанции
    "Гобой FM"

    Для этого необходимо иметь запись своего выступления и быть зарегистрированным участником Клуба исполнителей

    Зарегистрироваться в клубе можно здесь.

    Контактная информация:
    E-mail: radio@oboefm.ru
     

    Гобой (сопрано) in C

    Oboe (soprano) in C

    Диапазон: от си-бемоль малой, до ля-третьей октавы. 

    Переводы слова:
    • Английский: oboe
    • Немецкий: оboe
    • Итальянский: oboe
    • Французский: hautbois

    Предшественники гобоя: Шалмей (нем. Schalmei), Шалюмо (фр. Chalemie), Шавм (англ. Shawm). Бомбарды (Bombarde, Bumhart, Pumhart, Talabard, Pommer).

    Барочное семейство гобоя:

    • Барочный гобой,
    • Барочный гобой д'амур,
    • Классический гобой,  
    • Гобой дакачча,
    • Мюзетт,
    • Контрабас гобой, и др.

    Семья гобоя:

    1. Мюзетт (гобой-пикколо) in Es или in F;
    2. Гобой in C;
    3. Гобой д'амур in A, (меццо-сопрано);
    4. Английский рожок (альтовый гобой) in F;
    5. Бас, баритоновый гобой in C;
    6. Геккельфон in C;
    7. Геккельфон-пикколо;
    8. Терц-геккельфон.

    Гобой - деревянный духовой инструмент конического сечения. Длина канала примерно 60 см., имеет приблизительно 25 игровых отверстий. Ширина трубки составляет 4 мм у места вхождения трости в корпус, 16 мм у конца нижнего колена, затем расширяется до 38 мм у раструба. Двойная трость крепится непосредственно в верхний конец инструмента.

    Существуют гобои двух систем: немецкой и французской. Широкое распространение получил гобой французской системы, имеющий более совершенный клапанный механизм и отличающийся чистотой интонации.

    История

    Инструменты с двойной тростью известны с древнейших времён. В Древнем Египте существовал инструмент подобного устройства под названием «мизмар», а в Древней Греции был широко распространён авлос (аналогичный инструмент под названием тибия использовался у этрусков и в Древнем Риме). Они состояли из двух трубок с двойными язычками, на которых играли одновременно, причём одна из трубок давала однозвучное басовое сопровождение для другой (бурдон).

    Близкими по происхождению к гобою инструментами можно считать зурну (распространена в Закавказье, Средней Азии, Турции, Македонии), армянский дудук, венгерские народные инструменты тороксип и тарогато, среднеазиатский сурнай, индийский шенай, японскую хитирики и многие другие.

    Начиная с XII века, гобои начинают всё чаще изображаться на гобеленах, картинах, в иллюминированных книгах, и это даёт возможность в какой-то мере проследить историю изменений этого инструмента.

    Шалмей (гобой эпохи Ренессанса) изготавливался из одного куска дерева и имел достаточно большую длину. От этого инструмента произошли кроммхорны, итальянские чиарамеллы и пиффери, испанские дульсаины и грайли, французские бомбарды и «гобои Пуату», а также многие другие инструменты. Шалмеи существовали в нескольких разновидностях (от высокой до басовой) и часто объединялись в ансамбли (в то время называвшиеся «консортами»).

    Во Франции шалмеи и кроммхорны звучали повсюду: от королевского двора до деревенского праздника; «гобои Пуату» появлялись на вечерах у короля Людовика XI, мюзетты (гобои высокого регистра) сопровождали крестьянские танцы.

    С середины XVII века крупнейшие французские музыкальные мастера и музыканты при королевском дворе - Оттетер и Филидор - взялись за совершенствование этого инструмента. Первым нововведением было разделение гобоя на три части для удобства хранения и переноса. В дальнейшем было улучшено интонирование, проведён более точный расчёт местоположения звуковых отверстий и добавлены несколько клапанов. Трость также была усовершенствована: теперь музыкант мог управлять её колебаниями непосредственно губами, что улучшало чистоту и красоту звука. Оттетер и Филидор считаются создателями инструмента, который сейчас называют «баро́чным гобоем».

    В 1664 году Жан Батист Люлли, придворный дирижёр и композитор, сочинил марш для новых инструментов и включил их в придворный оркестр. Постепенно они вытеснили из оркестра менее технически совершенные кроммхорны, перестали употребляться и другие старинные инструменты (блокфлейты, теорбы, виолы, спинеты и др.). Гобои также вошли в состав военных духовых оркестров и таким образом достаточно быстро (вместе с фаготами) распространились по всей Европе. Новый инструмент находил применение в оперном оркестре, придворных балетных постановках, ораториях, кантатах и широко стал использоваться в качестве солирующего и ансамблевого инструмента.

    Практически все ведущие композиторы эпохи барокко создавали произведения для гобоя и его разновидностей: гобоя д'амур, охотничьего гобоя (oboe da caccia), английского рожка, баритонового гобоя (этот инструмент употреблялся достаточно редко). Что интересно - уже в 1680 году он имел форму, напоминающую саксофон.

    XVIII век можно с полным правом назвать «золотым веком» гобоя.

    Современный вид гобой приобрёл в первой половине XVIII века. Инструмент обладает певучим, однако, несколько гнусавым, а в верхнем регистре - резким тембром.

    Классический гобой (середина XVIII - начало XIX века) практически не отличался от своего предшественника. Для упрощения аппликатуры (например, для исполнения трелей), расширения диапазона (до середины третьей октавы) было увеличено количество клапанов, но в целом форма инструмента не изменилась. Нередкими были случаи, когда дополнительные клапаны добавлялись к гобою спустя достаточно длительное время после его изготовления.

    Во второй четверти XIX века конструкция деревянных духовых инструментов пережила настоящую революцию: Теобальд Бём изобрёл систему особых кольцевых клапанов для закрытия нескольких отверстий сразу и применил её на своём инструменте - флейте, в дальнейшем эта система была приспособлена для остальных деревянных инструментов. Величина и расположение отверстий более не зависела от длины пальцев музыканта. Это позволило улучшить интонирование, сделать более ясным и чистым тембр, расширить диапазон инструментов.

    Для гобоя эта система в исходном виде не подходила. Через некоторое время Гийом Трибер и его сыновья Шарль-Луи (профессор Парижской консерватории) и Фредерик предложили адаптированный для гобоя улучшенный механизм, заодно слегка изменив конструкцию самого инструмента. Их последователи - Франсуа и Люсьен Лоре - создали новую модель гобоя, получившую название «Консерваторская модель с плоскими клапанами», быстро взятую на вооружение всеми гобоистами.

    Материал для корпуса инструмента

    Первые гобои изготавливались из тростника или бамбука - для создания корпуса использовалась природная полость внутри трубки. Несмотря на то, что некоторые народные инструменты до сих пор делаются таким образом, довольно быстро стала очевидной необходимость поиска более прочного и устойчивого к переменам обстановки материала. В поисках подходящего варианта музыкальные мастера пробовали разные образцы древесины, как правило, твёрдой, с правильным расположением волокон: самшит, бук, дикая вишня, палисандр, груша. Некоторые гобои эпохи барокко были сделаны из слоновой кости.

    В XIX веке, с добавлением новых клапанов, потребовался материал ещё более прочный. Подходящим вариантом оказалось чёрное дерево. Древесина чёрного дерева остаётся основным материалом для производства гобоев до сих пор, хотя иногда применяется древесина экзотических деревьев, таких как кокоболо и «фиолетовое» дерево. Проводились эксперименты по созданию гобоев из металла и плексигласа.

    Среди композиторов Люлли первым ввёл гобой в оркестр в 1657 году в опере-балете «Больная любовь», первые сольные сочинения для гобоя - «Королевские концерты» Франсуа Куперена, сюиты и «Сельские дивертисменты» Жозефа Буамортье, наконец, первый в истории концерт для гобоя с оркестром (C-dur) Жана-Мари Леклера.

    Среди сочинений для гобоя этого периода - концерты для одного или двух гобоев Т. Альбинони, многочисленные (около 100) сонаты и концерты А. Вивальди, произведения Г. Ф. Генделя и Г. Ф. Телемана (сонаты и концерты), большие сольные эпизоды в операх, мессах, балетах, кантатах, ораториях. В сочинениях И. С. Баха гобой также играет немаловажную роль: «Бранденбургские концерты» № 1 и № 2, Концерт для скрипки и гобоя с оркестром, концерт для гобоя д'амур с оркестром и многочисленные соло в ариях из кантат.

    Самые известные сочинения для гобоя этого периода принадлежат Вольфгангу Амадею Моцарту: концерт C-dur написанный для итальянского гобоиста Ферлендиса и квартет для гобоя, скрипки, альта и виолончели F-dur, посвященный другу Моцарта, гобоисту Фридриху Рамму.

    Гобою также поручаются значительные оркестровые эпизоды в операх, симфониях и духовных сочинениях Моцарта. Нужно также отметить обязательное присутствие двух гобоев в камерной музыке Моцарта для духовых инструментов в жанре harmonie musick: секстеты для двух гобоев, двух фаготов и двух валторн и серенады для двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов и двух валторн.

    Среди гобоистов популярен Концерт C-dur Йозефа Гайдна. Однако, точное авторство этого концерта не установлено, поскольку до нас дошла лишь копия, на которой чьей-то рукой позже было написано "Гайдн". Возможно, это произведение принадлежит перу композитора-современника Гайдна Йозефа Мальцата.

    Концерт c-moll Доменико Чимарозы, ставший знаменитым, на самом деле является переложением нескольких его клавесинных пьес английским композитором XX века Бенджамином.

    Не обошёл своим вниманием гобой и Людвиг ван Бетховен: услышав в декабре 1793 года трио для двух гобоев и английского рожка, сочинённое гобоистом и композитором Яном Вентом (1745-1801), молодой Бетховен сочинил два произведения для такого же состава: Вариации на тему «Là ci darem la mano» из оперы Моцарта «Дон Жуан» и Трио C-dur, op.87. Композитор написал концерт для гобоя в тональности F-dur, однако он утерян и до наших дней дошли только наброски к нему. В Третьей и Шестой симфониях Бетховена гобою поручено значительное соло.

    Несмотря на то, что в эпоху романтизма в связи с возросшим интересом композиторов к фортепиано и скрипке количество литературы для духовых инструментов сократилось, ряд сочинений, написанных в этот период, предназначались для исполнения на гобое. Среди наиболее известных сочинений этого времени:

    • Концертино Карла Марии фон Вебера, изначально предназначавшееся для гобоя и духового оркестра;
    • Интродукция и тема с вариациями, op. 102 Гуммеля, сочинённые в 1825 в Веймаре;
    • Концертная фантазия для двух гобоев, ор. 35 и ряд сочинений для гобоя и гитары Наполеона Коста, посвящённых композитором своему другу Шарлю-Луи Триберу, с которым автор часто их и исполнял;
    • Беллини, Концерт;
    • Доницетти, Концертино для английского рожка;
    • Шуман, Три романса для гобоя и фортепиано;
    • Вагнер, соло английского рожка из начала третьего действия оперы «Тристан и Изольда»;
    • Берлиоз, Фантастическая симфония, III часть - соло английского рожка; Чайковский: Четвёртая симфония, II часть - соло гобоя; Брамс, Концерт для скрипки с оркестром, II часть - соло гобоя. Василий Калинников, Первая симфония, II часть - соло гобоя.

    Среди многочисленных произведений XX века, в которых используется гобой и его разновидности, нужно отметить:

    • Сибелиус, «Туонельский лебедь» из сюиты «Лемминкяйнен» - соло английского рожка;
    • Равель, «Гробница Куперена» - соло английского рожка, «Болеро» - соло гобоя д'амур;
    • Сен-Санс, Соната;
    • Бриттен, «Шесть метаморфоз по Овидию»;
    • Родриго, Аранхуэзский концерт, II часть - соло английского рожка;
    • Рихард Штраус, Концерт;
    • Пуленк, 
    • Нильсен, Две пьесы; Олуин, Концерт; Дютийё, Соната; Шостакович, Дмитрий, Симфония №8 - соло английского рожка в первой части и т.д.

    Этимология слова

    Гобой (фр. Hautbois), от haut - высокий, громкий и bois - лес, дерево. Буквально - высокое дерево.


    Статья была написана по материалам:

    • http://ru.wikipedia.org/wiki
    Семья гобоя
    Гобой (Oboe) Гобой (Oboe)

    Гобой - деревянный духовой инструмент конического сечения. Длина канала примерно 60 см., имеет приблизительно 25 игровых отверстий.
    Малый гобой, (Small oboe), Гобой-пикколо (Oboe-piccolo) Малый гобой, (Small oboe), Гобой-пикколо (Oboe-piccolo)

    Гобой-пикколо – самый маленький и самый высокий инструмент в семье гобоя.
    Геккельфон-пикколо (Heckelphone-piccolo) Геккельфон-пикколо (Heckelphone-piccolo)

    Очень редкий духовой инструмент, уменьшенная копия геккельфона, был сделан в 1904г. фирмой Wilhelm Heckel GmbH в Германии.
    Терц-геккельфон (Тerz-Heckelphone) Терц-геккельфон (Тerz-Heckelphone)

    Тeрц-геккельфон был создан и сконструирован в 1915г. по просьбе Р. Штрауса, для использования его в «Альпийской» симфонии.
    Английский рожок (English horn), Альтовый гобой (Alto oboe) Английский рожок (English horn), Альтовый гобой (Alto oboe)

    Английский рожок - деревянный духовой инструмент, звучит на квинту ниже гобоя. Трость крепится на небольшой металлический эс.
    Бас гобой  (Bass oboe), Баритон гобой (Baritone oboe) Бас гобой (Bass oboe), Баритон гобой (Baritone oboe)

    Внешне бас гобой похож на увеличенный английский рожок с более выгнутым эсом, но по регистру схож с геккельфоном.
    Геккельфон (Heckelphone) Геккельфон (Heckelphone)

    Впервые этот инструмент был использован в произведениях Р. Штрауса: "Саломея" и "Электра".
    Контрабасовый Гобой (Contrabass Oboe) Контрабасовый Гобой (Contrabass Oboe)

    Деревянный духовой инструмент, звучащий на две октавы ниже обыкновенного гобоя. Его длина достигает 180см.
    © Радиостанция Гобой FM 2007-2017
    При использовании материалов указание источника Радиостанция Гобой FM и гиперссылка на http://oboefm.ru обязательны

    Рейтинг@Mail.ru